Самосовершенствование
Наука и техника развиваются быстрее человека потому, что они по сравнению с ним намного проще. В науке и технике все является в достаточной мере определенным, подвергается проверке, копируется, сохраняется. Разум использует всю свою мощь для получения новых знаний и техничесих достижений. Но обратный процесс — быстрое развитие человеческой природы путем научно-технического воздействия на нее — представляется невозможным и опасным. Сложное при помощи простого воздействия невозможно развить, это путь редукции, то есть приведения сложного к более простому. Ошибочно думать, что хирургические манипуляции на генетическом уровне могут заменить или ускорить естественный эволюционный путь совершенствования человека. Хотя и возможны какие-то насильственные искажения человеческого существа и попытки выдать возрастание неких отдельных способностей за развитие человека в целом.
Однако налицо явное и усиливающееся противоречие между стагнацией и даже деградацией «среднестатистического» человеческого разума (интеллекта) и фантастически продвинутой научно-технической средой. На этом фоне у кого-то и возникают неопределенные планы и прогнозы на искусственное ускоренное развитие человека.
Представляется, что, как и в любом деле, в процессе эволюции человека есть «неиспользованные резервы» и, приведя их в действие, можно ненасильственным образом положительно повлиять на эволюцию человека. Речь идет о самосовершенствовании, о самоселекции человеческого рода. Надо найти «места» в жизни людей, где целесообразно, допустимо и возможно несколько уйти от случайностей, заменив их разумными и рациональными решениями самих людей.
Но рассмотрим этот вопрос более подробно. Изобретатель описывает суть своего новшества, его патент затем многие годы хранится и им могут воспользоваться другие люди. Конструкторы чертят чертежи, технологи отрабатывают процессы, пользователи фиксируют полученный опыт эксплуатации оборудования — все это хранится в архивах и при необходимости копируется и совершенствуется. Изобретение или научная разработка попадают в руки тысяч или миллионов людей. При этом первоначальная идея не только используется, но и подвергается развитию. То есть процесс простого суммирования результатов ее применения перерастает в их умножение. Есть еще одна важная сторона этого вопроса. Научно-технический прогресс продвигается небольшим числом выдающихся по своим способностям людей - это ученые и инженеры, которые очень глубоко проникают в тайны природы и всецело поглощены именно этим делом. Кстати, сам факт небывалого прогресса говорит о том, что выдающихся, гениальных ученых на Земле достаточно и ставит под сомнение целесообразность искусственного создания человеком людей с заданными характеристиками гениальности.
Теперь посмотрим на процесс распространения информации между живущими одновременно людьми и между их поколениями. Имеется в виду информация, которую можно в общем виде назвать опытом жизни, но которая так или иначе влияет на эволюционное развитие человечества. Эта информация, то есть жизненный опыт сейчас практически не формализуется и не переносится на внешние носители. Она собирается, вырабатывается и хранится главным образом в мозге человека пока он жив.
Каждый человек неповторим из-за полученных от родителей генетических особенностей, условий воспитания и жизни. Но, родившись, он является «чистым листом» и не приносит с собой в общество знаний и опыта, то есть информации, приобретенной его предками, имеет только некоторые задатки и способности, наличие которых необходимо ему еще подтвердить, освоив и развив их. Умирая, человек уносит с собой все хранящиеся в головном мозге знания и умения. По своей биологической природе он, являясь создателем новой информации, предстает всего лишь временным ее носителем.
При этом задачей и, возможно, смыслом существования человека является овладение знаниями, применение их и приумножение, а также передача их новому поколению. И все это следует сделать в течение одной совсем не длинной жизни. Надо признать, что с этой сложной задачей человечество в целом справляется довольно плохо.
Сложность процесса передачи информации от старшего поколения младшему определяется и такими причинами: Во-первых, тем, что нет (и не предвидится) простого «перекачивания» знаний от учителя к ученику, как от одного компьютера к другому. Даже ближайшие родственники, например отец и сын, не обладают «каналами связи» между своими сознаниями. По наследству передаются лишь некоторые общие способности, но не конкретные знания. Во-вторых, коротким периодом совместного проживания детей с родителями и совсем небольшим суммарным временем их непосредственного контакта: дети большую часть активного времени проводят в школе, родители на работе. Совместный труд родителей и детей в наше время сведен к минимуму. Еще одним аспектом, усугубляющим проблему передачи молодежи опыта жизни, навыков и знаний от старших является ограниченность межсемейных отношений, поэтому дети в большинстве случаев близко наблюдают жизнь всего только двух-трех семей, а то и только одной собственной.
Невиданный ранее научно-технический прогресс принес людям угрозы нового типа. Так, повышение уровня жизни и избавление от массового голода создали иллюзию «естественности» процессов развития и прогресса. Почти исчезло понятие классовой борьбы, которое раньше являлось смыслом жизни многих поколений. И это хорошо. Но сейчас большая часть проблем человека переместилась внутрь него самого, но их решать намного сложнее. В мире идет еще не осознанный многими процесс разделения людей на небольшой процент действительно «знающих и умеющих» и большую часть ошибочно к ним себя причисляющих.
И вот главный вопрос. Понимаем и осознаем ли мы то положение, в котором находимся, и есть ли естественный способ повышения «качества» нас самих и, главное, наших потомков? - Думаю, что надо по крайней мере попытаться сделать так, чтобы через некоторое время наряду с «хирургически улучшенными» людьми остались в будущем и «естественные».
Не буду дальше «лукаво мудрствовать», перехожу от общего к частному.
.
Вот я написал некое воспоминание. Буду писать еще. Возникает главный вопрос, касающийся такого рода информации: как её сохранить, надежно и надолго. Раньше было принято писать дневники на бумаге. Судьба этих дневников, если речь идет не о знаменитостях, одинаковая — через 2-3 поколения они исчезают. В наше время можно все записать на CD или на карту, но опять-таки полных гарантий сохранности нет — через некоторое время они затеряются, повредятся, сотрутся от электро-магнитного воздействия.
Надежным, но более трудным в осуществлении, является вариант коллективного хранения, когда некоторое число единомышленников взаимно, каждый у себя, хранит всю общую информацию. Ведь сейчас на одной флэши можно разместить сотни или даже тысячи файлов. Каждый, сохраняя свою, будет сохранять и чужую информацию. Участники могут друг другу помогать, перодически проверять прохождение процесса. Кто-то уйдет из коллектива, кто-то придет. При понимании всеми значимости своих не так уж трудных обязанностей может состояться жизнеспособное долговременное сообщество хранителей социально значимой информации. Пусть поначалу это будет всего несколько человек, так и надежность хранения повысится в несколько раз. Все должно строиться исключительно на доброй воле: вход и выход из состава участников всегда свободный, никаких принуждений и санкций.
Все это осуществимо для тех, кто понимает смысл идеи: для потомков будет собрана и сохранена большая база данных от их предков, жизненно полезная для их самосовершенствования