Генеалогическое древо
Главной традиционной ценностью общества является прочная семья. Этой теме посвящается не так много исследований, поскольку здесь трудно обойтись общими подходами. В разных странах семьи строятся и существуют по-разному, отношения внутри них и между ними разные. Особую остроту в наше время приобрели отношения между молодыми и старшими поколениями.
Моё небольшое исследование не претендует на научность, но может служить некоторой фрагментарной иллюстрацией происходивших в XX веке и продолжающихся сейчас в России процесессов, касающихся семьи.
Вопрос, при чём здесь «цифровое бессмертие»? – При том, что если бы не массовое развитие цифровых технологий, я вообще не занялся бы этой темой ввиду её сложности. Сейчас же, благодаря цифровым технологиям, появилась возможность самостоятельно собрать, обработать и обобщить имеющиеся в семейном архиве материалы, чтобы сохранить память о прошлом своего рода и, может быть, подготовить их к будущему «оживлению» при помощи искусственного интеллекта. Но главный аргумент – опасность, которую «цифровое бессмертие», оторванное от реальности, может принести институту семьи. Информационное пространство будущего могут безраздельно заполнить извращения, фейки и бессмысленный мусор. Традиционные семейные отношения могут погибнуть.
Сбор информаци о семье, роде, неизбежно приводит к построению генеалогического древа. Оно может быть нисходящим или восходящим. См. рисунок.
В первом случае основатели рода, давно умершие, располагаются на вершине древа, а их потомки ниже. При восходящем древе всё наоборот. В этих вариантах, возможно, кроется некоторый смысл: когда предки находятся наверху, это можно ассоциировать с тем, что они обитают на небесах и к ним можно мысленно обратиться. Противоположный вариант более реалистичный – умершие пребывают в земле, в тёмном царстве, и к ним не обратишься. На практике чаще применяют первый, оптимистичный порядок расположения поколений. Но для логических рассуждений нагляднее второй.
Начну снизу, с глубин времени, покрытых чернотой неизвестности, откуда до наших дней всё же сохранилась некоторая информация.
Мой прадед Семён Борисов родился в г.Бузулук приблизительно в 1872 г. в семье Рудаковых. Но случился очередной голод и он остался сиротой. Попав в семью Борисовых, он вырос физически крепким и рослым, поэтому его в армии направили в Преображенский полк, охранявший Зимний дворец. За хорошую службу он получил от Царя именные золотые часы. О них я много раз слышал. Видел я деда Семёна только один раз в 1950 г.
Дед Николай Борисов родился в 1892 г. Он так же, как и его отец, остался в живых один. Возможно поэтому, живя вместе с родителями, дед Николай и бабушка Люба старались продолжить род, родив 16 детей. Из них выжили 5, в том числе моя мама Ольга.
Со стороны моего отца Лезина Дмитрия у меня информации о их роде немного, так как все они остались жить в г. Алатырь, где я никогда не был. С моим дедом Петром я встречался только однажды, когда он приезжал к нам. Его жена, моя бабушка Мария, родила 10 детей, выжили 5. Мой отец, уехав в молодости навсегда из Алатыря, всё же общался с родителями и братьями и некоторая информация о них сохранилась, в основном фотографии.
Ещё несколько лет назад я имел в распоряжении фотографии и документы столетней и более давности, но не знал точно, кто на них. Сейчас в какой-то мере разобрался. Сожалею, что в былые времена мало интересовался этим. Однажды, ещё в 70-е годы, попросил деда Николая рассказать о прошлом и я записал всё с его слов, положив затем лист в «надёжное» место. До сих пор найти эту запись не могу. Печально, но всё, что не подтверждается документально, утрачено бесповоротно. На приведённом вверху правом древе нашей семьи фон выполнен чёрным цветом. Это символическая иллюстрация того, что о прощлом нашего рода, за пределом жизни прадеда ничего не известно.
Какой же я делаю вывод, глядя на историю своего рода?
Все известные мне поколения, не смотря на войны, революции и голод, сохраняли семьи и стремились сохранить род. Прадед Семён был принят ребёнком в другую семью. (В те времена выживший ребёнок представлял собой ценность). Позже его сын, мой дед Николай тоже принял в свою семью и воспитал сироту Ивана Коржева.
Ни в одном из всех поколений нашего рода не было случаев распада семей. Вспоминая своих родителей, не могу привести ни одного случая, когда ощущалась бы угроза их серьёзной ссоры и, тем более, развода. Такое было за пределами понимания. Кстати, все мои многочисленные дяди и тёти дожили в семье каждый до своей смерти. То же самое касается многих историй жизни родственников моей супруги в г. Барнауле.
Отдельно отмечу,что, следуя традиционной ценности – сохранению крепкой семьи – мы с супругой живём в согласии с 1967 г. Нашему примеру следуют и наши дети.
Традиционно старшие поколения, имевшие постоянное общение с младшими, служили примером для подражания. А как дело пойдёт дальше, если контакты между поколениями исчезают? – Необходимо создать некоторую долговременную информационную систему, в которой бы участвовали разные поколения.
В данной статье обозначен самый первый шаг, который может послужить основой для создания инструмента информирования будущих поколений рода о прошлом. Пока что просто обозначены лица. Этого мало. В дальнейшем хорошо бы наполнить генеалогическое древо большим содержанием и сделать предков действующими лицами.
Совсем не обязательно, чтобы предки говорили своими голосами и ходили своим шагом. Важно, чтобы их истории жизни были правдивыми и понятными.